О том, почему личное участие во многих случаях ценнее денег, нужна ли зарплата работникам фондов и почему подход «помогать нужно молча» малоэффективен.

1. Лучше помочь напрямую нуждающимся, чем через фонд

Адресная помощь привлекает тем, что вы можете выбирать, кому конкретно хотите помочь, и сразу увидеть результат: куда были направлены деньги и что из этого вышло. Именно так рассуждает большая часть населения России, которая решила помогать.

С адресной помощью у нас в стране всё достаточно неплохо. И это, несомненно, хорошо: люди не бросают друг друга в беде. Но с другой стороны, адресная помощь лишает сферу благотворительности возможности к системным изменениям.

То есть 200 рублей, направленные вами (и ещё тысячей таких же, как вы) на лечение ребёнка, позволят оплатить дорогостоящую процедуру в заграничной больнице. Но те же деньги, полученные фондом на реализацию программы, помогут привезти технологию лечения в Россию и помочь не одному ребенку, а тысяче. Это всё, конечно, условные цифры, но сам механизм работает так.

2. Любая помощь хороша

Когда представители благотворительности говорят, что любая помощь нужна, они имеют в виду, что не нужно отказываться от идеи помочь, если вы не можете сразу пожертвовать миллион долларов или построить приют для бездомных животных. Очень важно, чтобы каждый помогал в меру своих сил.

Другое дело, что эти силы нужно направить в верное русло. Притащить мешок игрушек в детский дом — это уже много лет как очень неактуальная помощь, если не вредительство.

Намного лучше узнать у фондов, какая помощь действительно нужна. Общение со стариками и детьми, личный пример, помощь с логистикой, регулярные пожертвования на уставную деятельность — чаще всего у фонда тысяча и одна актуальная задача и несколько долгосрочных системных проектов. Найти себе применение и принести настоящую пользу достаточно легко, нужно только спросить.

3. Благотворительные фонды должны использовать пожертвования только для подопечных

У благотворительных фондов также есть уставная деятельность, которая требует средств. В уставную деятельность фонда входит вся административная часть, без которой фонд просто закроется: аренда офиса, коммунальные платежи, заработная плата сотрудникам, офисная техника и так далее.

Если вы жертвуете только на целевые программы (а мы помним, что всем хочется, чтобы именно его деньги пошли обязательно на лечение нуждающегося), то средств на элементарные нужды фонда не остаётся. Скорее всего, НКО не сможет развиваться, будет пытаться выжить или скоро закроется.

4. Если помогаешь, то делай это тихо

Есть такая установка у людей в нашей стране. Но она в корне неправильна. Говорите о том, что помогаете, вслух — и за вами потянутся другие. Когда люди видят, что кто-то из их окружения — с такими же интересами и уровнем дохода, с теми же ценностями — помогает, они охотнее попробуют сделать то же самое.

Не сомневайтесь в реакции окружающих, а подавайте пример, вдохновляйте друзей, знакомых и коллег делать добрые дела. Уверяем, в вас никто не бросит камень. А если с вашей подачи участвовать в благотворительности начнёт ещё хоть один человек, вы не зря прожили эту жизнь.

5. Единственная цель фондов — найти деньги на подопечного (операцию, передержку и так далее)

Это главная, но не единственная цель. Есть побочные цели и задачи, которые помогают найти жертвователей и волонтёров. Чтобы о фонде узнали, нужно разработать сайт, завести группы в социальных сетях, участвовать в благотворительных мероприятиях, печататься в СМИ. Для этого нужны профессиональные штатные или внештатные сотрудники. В этом фонды ничем не отличаются от бизнеса.

6. Сотрудники благотворительных фондов не должны получать зарплату

Согласно исследованию проведённому фондом «Нужна помощь», порядка 88% пользователей русскоязычного сегмента интернета не готовы жертвовать деньги на зарплаты сотрудникам благотворительных организаций.

А теперь давайте подумаем. Сотрудники фондов выполняют важную работу? Эта работа лёгкая?

У этих людей есть семьи и ежемесячные траты, как и у остальных? Да, они тоже живут в квартирах, оплачивают счета, кормят семью.

А если в благотворительных фондах будут работать только люди, которые могут себе позволить заниматься этим «для души», то какой процент населения нашей страны сможет это делать? А сколько из этих людей захочет этим заниматься? И главный вопрос: сколько из этих людей действительно компетентны для этой работы?

7. Лучший способ помочь — перевести деньги

Закон об НКО разрешает сотрудникам фонда использовать до 20% пожертвований на административные расходы. Это значит, чем меньше фонд получает поступлений, тем меньше может потратить на собственные нужды. В том числе на найм постоянного или временного персонала, оплату логистики (что-то перевезти, что-то забрать) и услуг подрядчиков.

Поэтому иногда фондам больше, чем деньги, нужна помощь здесь и сейчас с решением конкретных задач. Выручают в такие моменты волонтёры. Многие фонды, которые наладили работу с волонтёрами, доверяют им огромную и важную часть работы и поэтому реализуют масштабные долгосрочные проекты. Некоторые фонды и мелкие некоммерческие организации выживают только благодаря помощи волонтёров.

8. Волонтёрство — это мытьё окон и покраска заборов

Волонтёры разные нужны, волонтёры разные важны. Традиционное волонтёрство — важная часть помощи фондам. Оно может принимать разные формы: автомобилисты часто помогают с доставкой негабаритных грузов, кто-то помогает с уборкой или мелким ремонтом, с облагораживанием зелёных зон и организацией мероприятий.

Однако этим волонтёрство не ограничивается. В некоторых фондах есть волонтёры, которые, не являясь сотрудниками, отвечают за часть внутренней работы. Постоянно. Например, за координацию всех волонтёров или отдельной программы, обработку входящих предложений от корпоративных жертвователей и доноров и так далее.

Менее распространена в нашей стране, но достаточно популярна за границей практика интеллектуального волонтёрства. Она пришла из юридической сферы, где работа pro bono в пользу незащищённых слоёв населения — норма для любого адвоката.

Сейчас посвятить несколько часов своего профессионального времени в пользу фонда может любой специалист, который хочет помогать своими навыками и экспертизой. Поэтому, если вы не очень дружите с молотком и гвоздями, но при этом прекрасно справляетесь с вёрсткой сайта или пишете гениальные тексты, можете предложить фонду свои услуги безвозмездно — и эффект от этого будет гораздо выше, чем если бы вы мучились с десятым гнутым гвоздём подряд. Для фонда такой вклад будет очень ценен, ведь с помощью нового сайта или хорошего текста он сможет собрать больше средств и привлечь больше ресурсов для реализации целевых программ.

Таким образом вы сэкономите фонду средства на привлечение специалиста вашего уровня, время на поиск профессионала, уменьшите риск столкновения фонда с неквалифицированным или недобросовестным подрядчиком, снимете головную боль с сотрудников НКО, которые смогут сосредоточиться на своих непосредственных задачах. И поможете привлечь средства на крупные проекты.

9. Волонтёрство — это безвозмездная, а значит, необязательная работа

Волонтёрство — дело добровольное, это правда. Но это значит лишь то, что вы добровольно пришли в фонд и предложили свою помощь, взяли на себя ответственность и пользуетесь доверием фонда. А не то, что вы можете в любой момент пропасть, так и не выполнив взятых на себя обязательств.

Нужно понимать, что сотрудники НКО на вас рассчитывают, тратят время и усилия для вашего обучения и погружения в задачу, а также очень стараются вас мотивировать и отблагодарить по мере возможности.

Если вы понимаете, что по какой-то причине не можете выполнить взятые на себя обязательства, пожалуйста, поведите себя так же, как вы бы повели себя с близкими, клиентами, любыми другими людьми не из НКО: найдите себе замену, оплатите выполнение задачи, выполните раньше, чем собирались. Найдите способ довести работу до конца. Для вас это не основная работа, и наказывать вас, конечно, никто не будет. Но своей безответственностью вы накажете фонд, а ещё хуже — его подопечных. Кому-то вовремя не привезут лекарства, у кого-то сорвётся праздник, кто-то не пройдёт очень нужный курс по социализации.

В бизнесе, если провалить задачу, останутся недовольными клиент и начальство. В благотворительности ставки ещё более высоки. Поэтому лучший совет для волонтёров — это быть честным человеком и держать слово.

10. Существенный вклад могут внести только крупные компании, моё участие никто и не заметит

Лучший вклад компании в благотворительность — это привлечение к процессу сотрудников. Ведь корпоративные пожертвования или волонтёрство чаще всего носят разовый, нерегулярный характер. Хотя есть и замечательные исключения, когда компании развивают долгосрочные благотворительные программы совместно с фондами. Чаще всего это международные компании, которые выбирают крупные, известные фонды. Это, безусловно, хорошая практика, которую нужно развивать.

Однако российский бизнес, особенно в регионах, склонен давать на благотворительность «лишние» деньги, когда они есть, и неизвестно, будут ли они ещё. Поэтому малоизвестные средние и маленькие фонды остаются без регулярной поддержки и не могут планировать свою деятельность хотя бы на несколько месяцев вперёд, не говоря уже о многолетних планах.

Во всем мире, и Россия не исключение, львиная доля (и самая надёжная часть) поступлений — это частные пожертвования. А самое главное — это регулярные пожертвования. Ваши 200 рублей в месяц позволяют фонду спланировать развитие программы или провести мероприятие.

А если вы лично можете подарить несколько часов в месяц своего профессионального времени, то это позволит сэкономить (например, не брать сотрудника в штат или отказаться от услуг платных фрилансеров) и направить средства на целевые программы фонда.

 

Make a donation